Основы мифологии


Кара небесная - прихоть богов
Вера, как известно, способна перемещать горы, а уж тем более обрушивать стены, как о том свидетельствует известный библейский сюжет о взятии Иерихона. Замедление или ускорение времени повсеместное явление в мифах, легендах и сказках. С такой же легкостью в мифах меняется и пространство: горы исчезают в одном месте и появляются в другом, целые города (Содом и Гоморра, Ис, Китеж) и континенты (Атлантида) оказываются стертыми с лица земли. Всякая катастрофа, будь то всемирный потоп, землетрясение или извержение вулкана, следствие чрезмерных прегрешений со стороны людей, за которые они несут справедливые, с точки зрения богов, наказния. Потоп в качестве кары провинившемуся человечеству встречается в мифологиях разных народов шумеров, аккадцев, евреев, индийцев, греков и римлян (смотри миф о Девкалионе и «Метаморфозы» Овидия).
Подробнее...
 
Бесконечная цепь катаклизмов в мифологии
Циклы разрушения мира и уничтожения человечества лежат в основе мифологий коренных народов Америки. Ацтекский миф о четырех солнцах приписывает эти повторяющиеся катаклизмы буйству стихий (огонь, вода, ветер, холод), которые поочередно вызывали вереницу концов света, пятое солнце, если считать с начала времен, это то самое светило, что сияет сегодня. Согласно верованиям индейцев хопи, нынешний мир четвертый по счету: первый погиб в пламени, второй во льдах, третий уничтожил потоп. Судьба четвертого зависит от поведения людей и воли богов.
В индуизме также был разработан цикл, охватывавший эволюцию Вселенной и ее распад. Назывался он кальпа («порядок», «закон»), и нередко под ним понимали «день» и «ночь Брахмы». «День Брахмы» длился 4,32 миллиарда лет, по его истечении мир уничтожался и наступала «ночь Брахмы», равная по продолжительности «дню». По прошествии этого срока мир, вошедший в тело Маха-Вишну, проявлялся вновь: из этого тела выходили бесчисленные Вселенные, в каждой из них рождался Брахма и начинался новый цикл кальп.
Подробнее...
 
Люди и человекоподобные монстры в мифологии
От животного человек отличается не только разумом, но и способностью любить и дружить. В «Эпосе о Гильгамеше» дитя природы Энкиду, живущий в лесу и понимающий язык птиц и зверей, познав блудницу Шамхат и подружившись с Гильгамешем, превращается из дикаря в человека и становится побратимом царя Урука. Чтобы наказать человека, боги низводят его до состояния животного. Царя Мидаса, неспособного услышать красоту божественной музыки, Аполлон наградил ослиными ушами.
За грех гордыни богиня Афина превратила Арахну в паука. Почему же боги захотели возвысить человека над животными? Если он не будет владеть речью, как ему взывать к высшим силам? Как он сможет поклоняться им? В священной книге индейцев майя-киче «ПопольВух» говорится о том, как это заботило богов: «И спросили Великая мать и Великий отец: "Неужели только молчание и только тишина будут под деревьями, под лианами? Хорошо, чтобы в будущем кто-нибудь был там, чтобы охранять их". Пока они так говорили и размышляли, были созданы олени и птицы... Но они не могли заставить их говорить, подобно людям; они лишь свистели, и пищали, и кудахтали; они не были способны произносить слова, и каждый пищал на свой лад...
Подробнее...
 
Нерушимый союз человека и животного в мифологии
Ни один народ не обошел в своих преданиях идею единства человека и зверя. Одни животные предстают как верные спутники героев, неразрывно связанные с ними: невозможно представить себе Беллерофонта без Пегаса или близнецов Ромула и Рема без вскормившей их волчицы.
Это соучастие верно и для богов с животными. Звери и птицы олицетворяют божества в царстве животных: сова - это Афина, орел - несомненно, Зевс, вороны - приспешники верховного бога Одина, козлы - его сына Тора... Случается и так, что божество воспринимается как полузверь-получеловек. Таков Ганеша - индуистский бог с головой слона - или египетский бог мудрости и знаний Тот, изображавшийся с головой ибиса и палочкой для письма.
Подробнее...
 
Мифическая любовь на все времена
В диалоге «Пир» Платон отводит почетное место лучезарной Алкесте - самоотверженной женщине, согласившейся принять смерть вместо мужа и сойти в преисподнюю юной и красивой. Сила любви не ведает преград. Вот и Орфей был готов на все, чтобы вернуть обожаемую Эвридику, и живым спустился за ней в ад... Легенды слагают и о людях (Рама и Сита), и о богах (Исида и Осирис), и о тех и других (Психея и Амур). «Героиды» Овидия - это собрание посланий, каждое из которых написано от имени мифической героини или исторической личности, тоскующей вдали от суженого или брошенной благоверным.
Подробнее...
 
Любовь вечная и бессмертная

Запретная любовь средневековых рыцарских романов - Тристана и Изольды, Ланселота и Гиневры - возносит их, прелюбодеев, на вершину блаженства. Всемирно известная история влюбленных из Вероны - Ромео и Джульетты - уходит корнями в легенду о Пираме и Фисбе, рассказанную Овидием за тысячу шестьсот лет до Шекспира. Когда любящий теряет любимого, жизнь его меркнет, счастье угасает, все становится безрадостным и утрачивает всякий смысл.

Соединение мужского и женского начал поддерживает вселенский порядок. Отчаянное стремление Исиды найти и собрать части тела Осириса олицетворяет тягу к восстановлению мирового порядка через воссоединение пары. Каждый из богов, составляющих божественное Триединство индуизма, - Брахма, Вишну и Шива - имеет супругу, которая олицетворяет собой женскую жизненную силу; она не только подруга бога, но и его шакти - энергия. Древнеиндийский эпос «Рамаяна» повествует о царевиче Раме и его верной жене Сите. Они не что иное, как рожденный в человеческом обличье небесный дуэт бога Вишну и его супруги богини Лакшми. На земле тоже ничто не должно нарушать единства пары. Вот почему Тесея, трусливо бросившего Ариадну на острове Наксос, карают боги за его предательство гибелью отца.

Подробнее...
 
Жить и умереть героем
Мифы не обман и не вымысел. Таким образом древние народы описывали устройство мира и место человека в нем. Самое страшное испытание, которое судьба уготовила этим невероятным храбрецам, сумевшим прыгнуть выше головы, - сошествие во ад. Орфей, Геракл, Тесей, Одиссей, Эней побывали в подземном царстве, Иона очутился во чреве кита, а Синдбад попал в долину Смерти. Пересекая опасный порог, отделяющий возможное от невозможного, стирая границы между человеческим и сверхчеловеческим, победитель стяжает бессмертие и величие.
Жизнь героев наполнена подвигами, победами и страданиями. Им на роду написано проявлять храбрость и мужество, волю и удаль, чтобы противостоять стихиям, богам и судьбе и выходить из этих схваток победителями. Вести тихую и размеренную жизнь им не по нраву, сидеть на месте без дела они не могут. Сам Геракл заметил, что его слава потускнела, когда он стал рабом у лидийской царицы Омфалы.
Подробнее...
 
Пути вечности мифологических героев
В античной Греции Дельфийский оракул «канонизировал» героев, удостоенных собственного культа. Геракл, Тесей, Кастор и Поллукс достигли апофеоза - в буквальном смысле, то есть были возведены в ранг героев (что пониже статуса божества, хотя не менее почетно), подобно тому как римляне почитали Энея и Ромула. Как и афиняне, среди которых прославился Перикл, герои могут с полным правом воскликнуть: «Своей отвагой мы проложили путь через все земли и все моря! Повсюду мы воздвигли нерушимые памятники своим победам и поражениям наших врагов!» Нерушимые? С античных времен освященный герой считается символом бессмертной души (Платон, «Менон»). Своими подвигами герои стяжали себе бессмертие в веках, ибо потомки вечно будут помнить о них.
Подробнее...
 
Женщины - герои мифологии
Героизм - прерогатива сильного пола. Греческая мифология насчитывает немало выдающихся полубогов (несущих в себе и божественную, и человеческую кровь, подобно Гераклу - сыну Зевса и смертной женщины), но полубогини в ней не упоминаются, хотя в жилах героинь-мстительниц (Медеи или Клитемнестры) течет божественная кровь. Это несправедливо. О подлинных героинях, бросающих вызов судьбе и своему предназначению, повествуют мифы, предания и легенды. Так наивная, нежная и трогательная Психея воссоединяется со своей любовью, пройдя через множество испытаний и преодолев немало трудностей.
Подробнее...
 
Женщина в мифологии. Наставница, проводница или разрушительница

Сила женского обаяния не только в плавных изгибах или точеной талии, но и в утонченном уме. Шахерезада из «Тысячи и одной ночи» изыскивает хитроумный способ спасти свою жизнь и отвести беду от младшей сестры и всех прочих дев царства Шахрияра, рассказывая каждую ночь сказку и обрывая ее на самом интересном месте, чтобы раззадорить любопытство мужа.

Подробнее...
 
Роковые женщины в мифах
Как полагали древние греки, боги послали в мир красоту, воплотив ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, смерть всему живому и гибель героям. Так появилась прекрасная Пандора со лживой душой, родилась от богини мщения Немесиды Елена, из-за которой убивали друг друга ахейские и троянские герои.
Женщины-чаровницы соблазняют богов (Даная, Семела, Алкмена), изменяют им и даже презирают (как Коронида или Кассандра). Женщины вносят зависть, раздор и смерть в целые поколения славных героев, заставляя богов проклясть своих же потомков. Многих бед не случилось бы, кабы не женские чары. Поддалась соблазну Ева, и именно она совратила Адама.
Подробнее...
 


Главная > Основы мифологии